10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

0

Винтажная мебель, приглушенный свет, старинные портреты — в честь Хеллоуина рассуждаем о самых популярных интерьерных приемах из фильмов ужасов и их роли в жизни главных героев.

Астрал

Фильм ужасов, чья история происходит в новом доме, куда переезжает семья с тремя детьми. В доме начинают происходить странные события: вещи оказываются не на своих местах, слышатся подозрительные звуки, сам собой гаснет свет.

10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Реальный дом из фильма находится по адресу 4350 Victoria Park Drive и выглядит гораздо приятнее, чем в кино: прекрасный фасад, задний двор с газоном. Идеальное место для семей с детьми. Жил бы и жил. Если бы только не то, что обитает на чердаке…

Кошмар на улице Вязов

Раз, два, Фредди идёт за тобой!
Три, четыре, лучше дверь свою закрой!
Пять, шесть, хватай свой крест!
Семь, восемь, не засыпай допоздна!
Девять, десять, больше не спи никогда.

10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Нэнси Томпсон, последняя выжившая после нападения маньяка из кошмаров, жила в миловидном домике на Genesee Avenue 1428 в Лос-Анджелесе. Дом также появлялся в нескольких сиквелах.

Особняк «Красная роза»

10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Фильм ужасов о загадочном особняке «Красная роза», где происходят леденящие кровь события, — экранизация одноименного романа Стивена Кинга.

Настоящий особняк находится в Лэйквуде, штате Вашингтон, называется Замок Торнвуд (Thornewood Castle), а настоящая его история далеко не такая жуткая. Он был построен в 1908 году из старинного кирпича XV века. Сегодня гостиничный комплекс предлагает комнаты в великолепном особняке, где можно и отдохнуть от городской суеты, и прогуляться по тенистым аллеям, и организовать конференцию.

Убивающий модернизм

Все мы обустраиваем жилище сообразно своему характеру. Психолог смог бы многое рассказать о вашей личности, если бы вы пригласили его в гости. Впрочем, не нужно быть психологом, чтобы почувствовать прикосновение безумия в интерьерах квартиры американского психопата Патрика Бэйтмена или отчаянное одиночество в пустом белом пространстве пляжного домика Нила Макколи (Роберт Де Ниро) из «Схватки» Майкла Манна.

Фоторабота Роберта Лонго на стене у Патрика Бэйтмена («Американский психопат»)Фоторабота Роберта Лонго на стене у Патрика Бэйтмена («Американский психопат»)

Но вернемся к злодею Бэйтмену. Он жил в квартире, обставленной в стиле модернизма 1980-х. Предпочитал белые стены с контрастирующими черными деталями и стальной фурнитурой. «Мы пытались создать интерьер, от которого теряешь рассудок, — объяснял художник фильма Гидеон Понте. — Апартаменты Бэйтмена были стерильно белыми. Но обычно в фильмах не используют чистый белый. Его делают на пару тонов темнее, чтобы оттенки кожи выделялись на фоне. Поэтому от вида квартиры рябит в глазах, на нее физически тяжело смотреть».

Понте хотел, чтобы зритель сразу понял: с владельцем жилья что-то не так. Чтобы сделать намек еще более явным, Понте повесил на стены произведения современного искусства, которые так или иначе поднимают тему психопатологии или ложных личностей. Например, автопортрет Синди Шерман, которая фотографировала себя в самых неожиданных амплуа (как Влад Мамышев-Монро, только без веселого угара, а с тревожным феминистским подтекстом; у Бэйтмена висит ее совершенно хичкоковский автопортрет перед зеркалом из серии Untitled Film Stills). Работы Роберта Лонго из серии «Люди в городах» (экспрессивные фотопортреты мужчин и женщин в строгой деловой одежде, словно бьющихся в агонии). Или копии «Гипсовых суррогатов» Аллана МакКоллума, серию безликих черных прямоугольников в деревянных рамках. Находиться в такой квартире неуютно, как и в обществе Патрика Бэйтмена (вот и разрубленный на части герой Джареда Лето подтвердит).

«Гипсовые суррогаты» Аллана МакКоллума в квартире Бэйтмена («Американский психопат»)«Гипсовые суррогаты» Аллана МакКоллума в квартире Бэйтмена («Американский психопат»)

Рациональный, безэмоциональный, холодный — такие эпитеты можно найти в историях болезни психопатов. Но ровно этими же словами часто описывают современную модернистскую архитектуру. Неудивительно, что хоррор часто помещает своих героев в дома с большими витражными окнами, открытыми пространствами, монохромным декором и базовым набором мебели. Коварное свойство подобного интерьера в том, что попавшая в него жертва прекрасно видит, куда нужно бежать, но вырваться не в состоянии.

В ловушку такого прозрачного дома угодила, например, героиня ремейка «Когда звонит незнакомец» (2006). Трехэтажное здание (стопроцентная декорация) с прямыми линиями, видом на реку и стеклянными стенами стало для нее клеткой. Дом играл отражениями и тенями и превратился в своеобразный пыточный инструмент, нагнетая у жертвы ощущение паранойи. Примерно в таком же доме (а вот это уже реальное здание — летний домик Överby на одном из многочисленных островов рядом со Стокгольмом) герой Стеллана Скарсгарда держал пленниц в «Девушке с татуировкой дракона».

«Когда звонит незнакомец»«Когда звонит незнакомец»

Справедливости ради отметим, что в стеклянных домах живут не только маньяки, а иногда и просто замкнутые эксцентрики. Оскар Айзек поселился отшельником в прозрачном коттедже на берегу (это норвежский отель Juvet) и выращивал там робота в фильме «Из машины».

Викторианский кошмар

Другой тип постройки, часто выступающий в роли сцены для хоррора, — особняк в викторианском стиле. Его главная особенность, помимо вездесущей лепнины, — большое разнообразие форм и функций. В Англии викторианский стиль обычно ассоциируется с жилищами высшего класса, дворцами и аббатствами, украшенными башнями, многочисленными балконами и богато декорированными лепниной и резьбой. А в США — с деревянными домами среднего класса, в которых приметы стиля сведены до базового набора деталей: высокое крыльцо, колонны, резной карниз, черепица.

«Психо»«Психо»

Вы видели такие дома в «Психо», «Не бойся темноты», «Перебежчике», «Логове Дьявола», «Техасской резне бензопилой». Чтобы напугать викторианским зданием, достаточно показать его фасад под зловещую музыку. Дело в том, что обилие вытянутых по вертикали деталей — двери, окна, карнизы — делает его похожим на жуткую маску с открытым в крике ртом и широко распахнутыми глазами. Викторианские дома вопят еще до того, как зритель с героями войдут внутрь. За дверью тоже лабиринт ужасов: крутые лестницы, темные узкие коридоры, неприятно вытянутые окна, из которых со свистом сквозит.

Лестницы саспенса в фильмах Хичкока

Окна — уязвимые места в конструкции стены, здесь прочный кирпич прерывается хрупким стеклом. Стекло может отражать блики и силуэты, разбиваться на мелкие осколки. Из окна можно выпасть (как в «Ночи страха» или «Ключе от всех дверей»), или, наоборот, через него в дом может влезть злодей (как случалось в «Тишине», «Крике», «Суспирии» или «Соломенные псах»).

Смерть входит сквозь окно в «Суспирии»

Коридор — это вообще часто самое страшное в фильме. Например, в «Багровом пике» дель Торо это точно самая жуткая часть особняка Томаса Шарпа. «Готический коридор был самой страшной частью дома, — вспоминает Том Хиддлстон. — Его арки были усеяны маленькими игловидными зубцами. Казалось, будто тени стали пиками, зубами, которые смыкаются над каждым проходящим. Получилась одновременно и камера пыток, и выдающееся произведение архитектурного искусства». Гильермо дель Торо специально проектировал коридор особняка так, чтобы в нем было трудно сохранять спокойствие. Во-первых, он сделал его узким, таким, чтобы по нему едва могла пройти Миа Васиковска. Во-вторых, колонны с идентичной резьбой поставили слишком близко друг за другом. Когда на них попадает свет, хочется прищуриться и всмотреться вглубь коридора.

«Багровый пик»«Багровый пик»

«Я хотел создать эффект дезориентации. Ты теряешься, но не знаешь почему», — объяснял дель Торо. Особняк в целом тоже создает очень гнетущее впечатление: все три этажа видны из прихожей. Они угрожающе нависают над посетителем дома с той самой минуты, когда он переступит его порог.

Ужас Амитивилля

События фильма разворачиваются в 1974 году, когда в полицейский участок поступает тревожный звонок. Позвонивший сообщает, что в доме семьи Де Фео, в собственных постелях было застрелено шесть человек.

10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Амитивилль расположен всего в нескольких часах езды от Нью-Йорка, и в городе по адресу Оушен Авеню, 112 действительно есть дом, прославивший его на всю страну. Трехэтажный особняк в 1960 году приютил молодую пару, которая прожила в доме всего полгода. Шепчущиеся голоса, скрипы и жуткие звуки на давали молодоженам жить. А пять лет спустя, в 1965 году дом купила другая семья — семья Де Фео. Они продержались в доме девять лет. Но затем случилось ужасное. Рональд Де Фео-младший убил своих родителей и всех братьев и сестер, утверждая, что сделал это под давлением голосов.

10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Дом купили десять лет спустя, на этот раз семья Лутц. Они тоже постоянно жаловались на чье-то присутствие и шорохи по ночам. Маленькая дочь Лутцов утверждала, что общается с девочкой по имени Джуди, которая живет с ними в этом доме. Дом был внесен в список самых страшных особняков США. В 2010 году особняк был продан на аукционе, стоимость дома перевалила за один миллион и сто тысяч долларов.

Психо

10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Так называемый Мотель Бейтс или дом из знаменитой картины Хичкока «Психо» находится на Юниверсал Студиос. В течение многих лет дом перестраивали, расширяли, переносили в другие места. Он был построен в качестве декорации для фильма, но почти полностью дублировал настоящий мотель Бейтс, расположенный в Британской Колумбии.

10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

По слухам, история помешенного на собственной матери Нормана Бейтса основана на реальных событиях.

Другие

Знаменитый психологический фильм ужасов с Николь Кидман в главной роли происходит в Испании, во дворце El palacio de los Hornillos.

10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Это старинная постройка, первое сооружение возведено еще в конце XVIII века из дерева и камня.

Типовой ужас

Похожего эффекта добивался и Стэнли Кубрик в «Сиянии», построивший интерьеры проклятого отеля «Оверлук» на британской студии Elstree. Но «Сияние» решительно отказалось от архитектурного штампа жуткого, пыльного и темного отеля из заурядных хорроров. Тут нет ощущения клаустрофобии: бесконечные коридоры с гипнотическим узором на ковре, светлые двери, большие окна, широкие и опять же светлые лестницы, огромные люстры из стали и оленьих рогов в холле, контрастные цвета. При этом все интерьеры комнат, залов и технических помещений в «Сиянии» были позаимствованы из реальной жизни, каждый имел свой прототип в какой-нибудь из американских гостиниц. «Мы хотели, чтобы отель выглядел аутентично и не был похож на традиционную пыльную гостиницу из страшного фильма. Это лабиринт с огромными комнатами», — рассказывал Кубрик.

В качестве ориентира режиссер взял прозу Кафки — тот тоже добивался у читателя ирреального ощущения, используя предельно простую, бытовую лексику.

«Сияние»«Сияние»

Долгое время никто и не представлял, насколько все запутанно и нереально в отеле «Оверлук». Но фанаты «Сияния» решили забавы ради создать компьютерную 3D-модель здания, и тут выяснилось, что планировке гостиницы позавидовал бы сам Мауриц Эшер, автор картин с оптическими парадоксами. Оказалось, что в отеле полно окон там, где они физически не могут выходить на улицу, дверей в никуда и просторных апартаментов, на месте которых настоящий архитектор едва ли смог бы уместить и скромную однушку.

Архитектурные парадоксы в «Сиянии»

Другой известный пример превращения самой обычной квартиры в пространство кошмара — «Отвращение» Романа Полански. Героиня Денёв там испытывает отвращение к сексу, к мужчинам и их прикосновениям. Оставшись на несколько дней в богемно-обшарпанной лондонской квартире наедине с мертвым кроликом, она сходит с ума. В безумии ей кажется, что стены идут стремительными трещинами или, наоборот, становятся мягкими, как пластилин, а то и вовсе стремятся прикоснуться к ней, буквально не давая прохода, как мерзкие поклонники-мужчины. С «Отвращения» началась квартирная хоррор-трилогия Полански, продолженная «Ребенком Розмари» и «Жильцом».

Нехорошая квартира из «Отвращения»

Еще в золотые 1950-е американские населенные пункты начали прирастать пригородами, где под копирку строились жилые дома. Одинаковые дома, одинаковые цвета, одинаковые лужайки перед крыльцом, одинаковые кусты, разделяющие участки. К середине 1970-х, когда страна стала сползать в экономический кризис, это упорядоченное однообразие стало нарушаться (в кино) зловещей фигурой в кожаной маске. В некогда райские районы для среднего класса начали наведываться маньяки, призраки и зомби. Для таких фильмов даже придуман специальный поджанр — ужас пригородов (horror of suburbia): «Хэллоуин», «Полтергейст» или «Кэрри». Жанр процветает до сих пор (вспомните хотя бы «Оно»).

«Пригородные дома постройки середины века обычно довольно закрыты со стороны фасада. На задний двор при этом выходят огромные панорамные окна. Такие окна создают у жильцов ощущение беззащитности, им кажется, что в любой момент кто-то может наблюдать за ними через это окно», — рассказывала Кэндис Биллингсли, менеджер по локациям, поселившая в похожий дом героев фильма Джоэла Эдгертона «Подарок».

«Подарок»«Подарок»

Торговые моллы, которые начали плодиться в те же 1970-е, тоже стали излюбленной декорацией для фильмов ужасов. Самый известный пример — это, конечно, «Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро, в котором архитектура торгового центра исследуется очень подробно. Смешная деталь: зомби осаждают торговый центр не потому, что они специально явились за спрятавшимися тут живыми, они идут шопиться по старой прижизненной привычке!

1.Багровый пик (2015. Гильермо дель Торо)

  • 10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Готическая история, выполненная в лучших традициях готической литературы со следованием каждому «клише», но при этом оставляющее приятнейший осадок, как от неплохого рассказа.

  • 10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Как требует любая готическая история, имеется огромнейшее поместье, в которое героиню американку Эдит заманивает таинственный английский баронет Томас Шарп вместе со своей сестрой – с которой состоит в неприемлемо близких отношениях – чтобы отстроить своё умирающее имение Аллердейл, именуемое «Багровым пиком» — из-за залежей красной глины снег окрашивается в багрянец крови.

Это поистине грандиозное место, невзирая на дыру в потолке, в которую падает снег. Роскошный старинный особняк, имеющий достаточно странную архитектуру, из-за чего сложно определить её стиль. Преобладает налёт готического в сочетании с чем-то более поздним.

  • 10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Здание выглядит тяжелым и действительно походит на умирающего зверя. Внутри всё преобладают тусклые цвета: чёрный, бирюзовый, коричневый. Много тёмного дерева, из которого изготовлены лестница, перила и внутренний балкон. Гостиная также украшена деревом и имеет камин (как же без оного!). Высокие потолки, стены, украшенные различными картинами в золотых рамках – поистине ужасающе прекрасное место и отменная работа декораторов.

  • 10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

___________________

«Орнамента никогда не бывает слишком много, когда он хорош, и всегда слишком много, когда он плох» писал Джон Рёскин об архитектуре и с этим сложно поспорить.

___________________

Интерьер выглядит прекрасно, полностью передавая устаревший тон и надлом духа семьи Шарп, но при этом, снаружи дом выглядит несуразно, как будто кто-то исступлённо сваливал кирпичи, чтобы получить эту груду башенок. Конечно, это тоже подчёркивает таинственность и дополняет атмосферу.

2.Леденящие душу приключения Сабрины (2018)

  • 10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Современный перезапуск истории о девочке-ведьме, живущей вместе с тётями, но более мрачный. Здесь нас ждёт и Сатана собственной персоной, каннибализм, шабаш и кровавое посвящение. Сериал основан на одноимённом комиксе, но, как и следовало ожидать, имеет некоторые изменения. В частности, следует обратить внимание на стилистку. Сериал рассказывает как бы современную историю, но отсутствует точная привязка по времени, потому общая стилистика – это ранние «пригородные» 60-е. Это важно отметить, так как влияет и на архитектуру. В основном мы рассмотрим дом семьи Спеллман.

Это чёрный дом в стиле американской готики, также известной как плотницкая готика. Стиль появился в XIX веке в Америке и Канаде. Считается, что это подражание викторианской неоготике, но это не совсем верно, так как викторианский стиль стремится объединить красоту и изящество современной архитектуры с непоколебимостью крепостей и замков, едва ли прослеживается в плотницкой готике. Эта путаница может быть связана со стилем коллегиальной готики, которая действительно имеет общее с викторианским неоготизмом. Также, в отличие от туманного острова, американская готика, в основном, развивается в провинциальных городках и строится из дерева, что очевидно из самого названия. Единственное что их роднит между собой это внутренняя идея и целостность, выраженная в «христианской непоколебимости». Это очень тонкий и сложный вопрос исторического развития архитектуры мы, пожалуй, оставим и двинемся по направлению к дому Спелламанов.

___________________

Как написано выше, это деревянный дом в готическом стиле. Дом не только жилой, но и является похоронным бюро семьи. Он полностью чёрный и является отсылкой на Чёрный Дом в Сан-Франциско, в котором располагалась с 1966-97 годы Церковь Сатаны. Дома не похожи, но отсылка очевидна.

___________________

  • 10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Зайдя внутрь, мы увидим раздвоенную лестницу, ведущую на второй этаж. Создатели смогли придерживаться золотой середины и не превратить дом в хэллоунские декорации. Выглядит как место жительства зажиточной американской семьи начала 60-х. Цвета приглушенные, но при этом не мрачные. Всё выглядит достаточно уютно и по-домашнему: обои в цветочек, в комнате Сабрины они даже розовые. В подвале находится стол для аутопсии и всё для этого необходимое, потому комната выглядит как больничная.

  • 10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

__________________________________________

Комната двоюродного брата Сабрина Амброуза находится на чердаке и походи на убежище хиппи-оккультиста: британский флаг, приколотый к потолку, различные плакаты, пластинки, рисунки и книги, часть из которых явно магического толка. Комнаты тёть лаконичны и просты: две кровати, шкафы. Всё, как ожидаешь увидеть в бабушкиной. Увы, фотографий не так много, сериал буквально только на днях вышел, потому внутрь можно заглянуть лишь мельком.

____________________________________________

3.Суспирия (1977. Дарио Ардженто)

  • 10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

«Тогда он прочтет древнейшие истины — истины печальные, величественные, устрашающие. Так он воскреснет прежде, нежели умрет. И тогда исполнится повеление, предписанное нам от Бога, — язвить его сердце до тех пор, пока не раскроются сполна способности его духа

Томас де Квинси «Левана и Богородицы скорби»

Сюжет фильма прост. Молодая героиня приезжает изучать балетное искусство и тут-то начитается странное. Дабы избежать всеми нелюбимых спойлеров, обойдёмся без сюжетных подробностей. Несмотря на простоту фабулы, фильм затрагивает более глубинные темы, чем может показаться на первый взгляд. Вдохновением Ардженто на трилогию «Трёх матерей» (Суспирия 1977, Инферно 1980, Мать слёз 2007) послужило произведение Томаса де Квинси, цитата из которого находиться выше.

  • 10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Место действия – балетная школа где-то в Европе. Это странное и сюрреалистическое место, живущее по законам снов. Благодаря цветовому решению, интерьер создаёт особое состояние у зрителя, погружая его в это таинственное место. Вообще, внешнюю облицовку дома показывают достаточно редко, потому всё суть находится в интерьере. Главный цвет фильма красный. Едкий багрянец неоновой крови, и такого же цвета стены. Длинные коридоры, большие залы, странные рисунки на полотнах стен. Общую архитектуру или стиль интерьера определить сложно – это сновидческий дизайн.

В этом году вышел ремейк от большого поклонника оригинала Лукой Гуаданьино.

4.Сияние (1980. Стэнли Кубрик)

  • 10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Классика кинематографа ужасов. Признанный, но не сразу, шедевр, который не понравился самому Стивену Кингу.

Место действия – отель «Оверлук», лицом которому послужил отель Timberline Lodge в Орегоне. Внутри всё является декорациями и снималось в Лондоне.

Внешне это большое здание с деревянной облицовкой, серой покатой крышей и каменными вставками. Внутри же это эклектичное соединение чего-то от арт-нуво и чего-то от поп-архитектур 70-х.

Длинные коридоры с концентрационными, оранжевыми ромбами ковра, ставшего символом фильма, стерильные коридоры и огромные залы с обильным использованием дерева. Всё это работает по той же схеме, что и в «Суспирия», но не следует думать, что я сравниваю эти два фильма. Оба места – школа и отель – имеют свою логику страха, которую нужно открыть. «Оверлук» выглядит вполне обычной горной гостиницей, если бы не некоторые особенности, как тот же ковёр, странным образом резонирующий со всеобщей нормальностью, даже лубочностью загородного отеля. Малое количество деталей компенсируется их грамотной расстановкой. Например, красная уборная. Он совершенно не вписывается в общую дизайнерскую канву и потому создаёт странное напряжение просто своим наличием. Или ванная комната тошнотно-зелёного цвета. Сам цвет ничего не делает, да и комната обыкновенная, но контраст цвета стен и разложившегося мертвеца в ванной делает то, что и задумывалось.

Раз уж мы разбираем дома из фильмов ужасов то «Оверлук» однозначно достоин внимания.

  • 10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

5.Призрак дома на холме (1999. Ян де Бонт)

  • 10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Фильм является неудачным ремейком фильма 63-го года с таким же названием. Отличительной чертой является место съёмки – английское поместье Харлакстон-Манор. Построено поместье в 1837-ом. году в барочном стиле.

Первое, чему должен научиться молодой архитектор, это – думать пятнами, не глядя на рисунок с его жалким линейным скелетом; он должен представлять себе, как солнечный восход озарит его здание и рассеет сумрак; как раскалятся камни и как прохладно будет в щелях; как ящерицы будут греться на солнце, а птицы совьют гнезда в тени

И вновь слова Джона Рёскина отлично обрисовывают ситуацию. Здание наполнено тем самым архитектурным гением, из-за чего хочется им восхищаться. Архитектором выступал Энтони Салвин, но был заменён Уильямом Бёрном. История дома очень долгая, потому мы не будем вдаваться в подробности.

  • 10 интерьерных атрибутов домов из фильмов ужасов

Интерьер помпезный и мы сейчас говорим об интерьер замка в фильме. Огромные тёмные деревья колонн, чёрные эбонитовые статуи в египетском стиле, тяжелый, но прекрасный орнамент и монструозный портрет бывшего хозяина Хью Крэйна, встречающий на лестнице гостей. Специально для фильма была сделана реплика камина из классики «Гражданин Кейн». Спальни по-королевски роскошны и велики. Конечно, это не так готическая атмосфера, достигнутая Гильермо в своём фильме, но прекрасный дом оранжереей и отнимающей дыхание архитектурой немного сглаживают неказистость и неуклюжесть фильма.

Интерьер Архитектура Дом Хэллоуин Фильм фильмы ужасов

Константин Оленич

Автор

Источник:


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий