Нестандартные решения

Нестандартные решения

В работе и быту нам часто приходится сталкиваться с проблемами, которые заводят в тупик, хотя кажется, что их решение лежит где-то на поверхности. «Эх, мне бы сейчас чужие мозги», — думаете вы. К счастью, операция необязательна, достаточно использовать МФО, РВС, детский язык и маленьких человечков! Не переживайте, это научно подкрепленные методы, которые заставляют мозг работать иначе. Вместе с ведущими телеграм-канала Креативность 101 разбираемся с феноменом инерции мышления и преодолеваем психологические барьеры.

Эта и другие статьи раньше всего выходят в блоге на нашем сайте. Приятного чтения.


Нестандартное мышление

Технологии обучения нестандартному мышлению у детей сводятся к интеллектуальным тестам и задачам. Они направлены на снятие психологических барьеров и формирование гибкости ума. Очень часто проявить свою креативность, как ребенку, так и взрослому человеку мешает страх показаться глупым или «не таким, как все». Решением данной проблемы может стать понимание того, как избавиться от страха и тревоги.

В большинстве случаев, для поиска творческих решений отлично подходит способ сравнения и объединения различных идей. Вам необходимо собрать несколько подходящих вариантов ответов и применить их к одной проблеме. В данном случае вы запускаете «мозговой штурм», результатом которого может стать инновационное решение. Практика данного метода позволит вам на своем опыте узнать, как стать богатым и успешным человеком с нуля.

Успешные люди зачастуюосуществляют поиск нестандартных идей в решении насущных проблем человека.Примеры такого нестандартного мышления окружают нас повсюду. Начиная отэлектрочайника и заканчивая роботом-пылесосом. Суть таких инноваций – этоусовершенствование жизни человека.

Как часто вы читаете книги?

Методы развития нестандартного мышления

Методы развития нестандартного мышления

  • Первый метод развития нестандартного мышления заключается в получении нового опыта. Если хочешь научиться креативно мыслить, необходимо иметь богатый жизненный опыт. К примеру, очень полезно пройти курсы или уроки продаж, чтобы лучше ознакомиться с потребностями людей. Полученные знания, безусловно, помогут вам расширить спектр возможностей для нестандартных решений.
  • Следующий метод – это поиск вдохновения. Ваша задача — искать вдохновение у людей с нестандартным мышлением. К примеру, читайте биографию и книги таких великих личностей, как Стив Джобс, Билл Гейтс или Марк Цукерберг. Безусловно, все они знали, как реализовать свою мечту и поэтому достигли успеха в жизни.
  • Третий метод, который стимулирует интеллектуальное творчество, называется упражнение осознанности. Вам необходимо провести тренинг по развитию своих умственных способностей. Для этого каждый день концентрируйте свое внимание на текущем моменте времени. А также проявляйте внимание к своим чувствам и наблюдайте за тем, что происходит вокруг вас. Данные приемы позволяют очистить разум от мусора и открыть его для нестандартного мышления. Чтобы решать сложные интеллектуальные задачи и головоломки, используйте самоучитель о том, как работает мозг человека.

Как люди принимают нестандартные решения?

Человек с нестандартным мышлением

Безусловно, человек с нестандартным мышлением во многом отличается от людей со стандартным образом мысли. Эти новаторы своего дела обладают своей, особенной, психологией. Они способны видеть наш мир другими газами, а также иначе интерпретируют происходящие события. Кроме того, что новатор должен обладать образным мышлением, ему также свойственны характерные черты. Используя следующие приемы на практике, вы будете стимулировать развитие своего нестандартного мышления. Что, в свою очередь, позволит улучшить оригинальность и эффективность ваших идей.

Интересная особенность новаторских личностей была выявлена одним из научных исследований.

Оказывается, люди с нестандартным мышлением никогда «не бегут впереди паровоза». Иначе говоря, творческим людям свойственно затягивать принятие окончательного решения. Наличие умеренной прокрастинации позволяет длительное время хранить задачу на повестке дня. Таким образом, мозг человека имеет возможность сгенерировать большое количество идей. Постоянный анализ которых, в последствии, может оказаться самым настоящим инновационным решением.

Если вы хотите иметь нестандартное мышление или по крайней мере осуществить план достижения цели – не торопите события. Наберитесь терпения, чтобы собрать все недостающие элементы в своей задаче.

Следующая особенность принятия нестандартных решений – это ставить все под сомнение. Разумеется, нет предела совершенству – это неоспоримый факт. Ученые всего мира ставят под сомнение существующие алгоритмы и находят новые открытия. Все, что вам нужно сделать, – это взять идею и каким-то образом улучшить ее. Более подробную информацию вы найдете в приведенном ниже перечне литературы.

Книги про нестандартное мышление

Книги про нестандартное мышление

  • Во-первых, книга от автора Эдвард де Боно, которая имеет одноименное название «Нестандартное мышление».
  • Во-вторых, ознакомьтесь с творчеством автора Генриха Сауловича Альтшуллера и его отличной книгой «Найти идею».
  • В-третьих, открыть для себя путь к нестандартному мышлению позволит книга «Как стать гением» от того же автора Г.С. Альтшуллера.
  • А также довольно полезно будет узнать про 21 способ мыслить нестандартно из книги «Рисовый штурм» от Майкла Микалко.
  • Чтобы подготовить себя к решению нестандартных задач используйте книгу «Кроссфит мозга» от Игоря Намаконова.

Часто задаваемые вопросы и ответы на них

Что такое нестандартное мышление?

Нестандартноемышление – это творческий подход к любой проблеме, результатом которогоявляется инновационная идея или решение.

Как развить нестандартное мышление?

Самыйэффективный метод развития нестандартного мышления заключается в объединенииразличных идей в одну формулу успеха.

Примеры нестандартных решений

Лучшим примером нестандартного мышления является новатор своего дела Стив Джобс. Ему удалось объединить идеи безупречной надежности с функциональной производительностью всех своих девайсов.

У вас есть мечта или цель в жизни?

Топ статей рубрики «Мышление»

  • Как начать мыслить позитивно в жизни?
  • План достижения поставленной цели в жизни
  • Сила веры способна творить чудеса!
  • Гениальные идеи для бизнеса — особенности мозга
  • Развитие мышления и привычки успешных людей

Сила «я не знаю» и болезнь экспертов

Большинство людей считает постыдным демонстрировать свое незнание и показаться невежественным. По их мнению, лучше пытаться выглядеть экспертом в том, в чем совершенно не разбираешься. В этой ситуации электронные способы общения только на руку. С другой стороны, нежелание признавать свое незнание и некомпетентность означает, что разум человека закрыт для обучения и реальных знаний.

Исследования последних лет (например, Филипа Тетлока) доказали, что эксперты предсказывают будущее ненамного точнее «произвольного выбора шимпанзе, бросающего дарты». Точность их прогнозов составляет всего порядка 47,4%. Это эквивалентно предсказанию наугад, с той лишь разницей, что оно не будет вам стоить ничего, в то время как специалисты по прогнозам возьмут за свои услуги немалые деньги.

Интересно, что исследователь Филип Тетлок характеризует худших предсказателей как излишне самоуверенных — даже в случае, если их прогноз не сбывается.

Тем не менее люди продолжают прислушиваться к прогнозам или идут на поводу у соблазна предсказывать. Почему? Это связано с тем, что (учитывая крайне запутанные причинно-следственные связи нашего мира) мало кто вспоминает о неудавшихся прогнозах. А вот если предсказание сбудется, то человек, его сделавший, может снискать славу пророка или получить крупную награду.

Как признаться в незнании?


Инерция мышления с точки зрения работы мозга

Физиолог Иван Павлов ввел понятие «динамического стереотипа». Грубо говоря, это значит, что произошло действие, которое повлекло за собой череду реакций в мозгу: одни центры возбудились, другие были подавлены, и все это в определенной последовательности и взаимодействии сформировало стойкую привычку или стереотип. С точки зрения выживания или инстинкта самосохранения, то, что уже когда-то сработало, лучше, чем то, что только может сработать. Поэтому мозг будет воспроизводить стереотипные действия, лишь бы не оказаться в пугающей неизвестности и потенциальной опасности — даже если эти действия уже не приводят к изначальному положительному эффекту.

Нарушение привычного образа действия приводит к сильному стрессу. Есть даже таблицы стрессовых событий и относительных баллов, которыми они измеряются. К ним относятся, например: смена досуга (34 балла), и развлекательная поездка (33), и изменение условий труда (43) или смена профессии (50). Поэтому сложно просто так взять и начать что-то делать по-другому — мозг избегает лишнего стресса.

Так что же можно сделать, чтобы ослабить инерцию мышления? Генрих Альтшуллер (советский писатель-фантаст, изобретатель, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности еще в середине прошлого века заметил, что инженеры, увлеченные научной фантастикой, изобретают смелее, не боятся дерзких и необычных идей при решении задач с помощью ТРИЗ. То есть преодолеть инерцию мышления им помогают фантазия и воображение. Позже были выделены специальные операторы гашения инерции мышления, которые, среди прочего, помогают развивать творческое воображение. Рассмотрим некоторые из них.

Нестандартные решения

Метод фокальных объектов (МФО)

Один из инструментов – это метод фокальных объектов (МФО). Представьте себя с волшебной палочкой в руках, которая позволяет переносить свойства одного предмета на другой. Используйте свойства или признаки случайно выбранных объектов для совершенствования своего объекта путем переноса на него выбранных характеристик.

Как использовать такой метод:

  • Ставим цель (для чего?).
  • Выбираем объект, который будем «совершенствовать».
  • Выбираем любые другие слова (можно взять словарь, ткнуть пальцем в любое слово — это будет идеальным словом, и лучше таких слов выбрать несколько).
  • Определяем и выбираем их свойства.
  • Применяем свойства к фокальному объекту.

Пример: нам нужно изменить стул, придумать с ним что-то новое. Выбираем несколько произвольных слов (у меня это – холодильник, окно, игрушка). Определяем свойства выбранных слов: холодильник (большой, холодит, высокий, серый, на нем магнитики, двухкамерный), окно (прозрачное, пластиковое, открывается в разных вариациях, с москитной сеткой), игрушка (мягкая, приятная на ощупь, имеет части тела, легкая). Теперь применяем выписанные свойства к нашему изначальному объекту. Большой стул, стул с охлаждением, стул с высокими ножками, стул с высокой спинкой, металлический стул, магнитный стул, двухместный стул, прозрачный стул, пластиковый стул, стул-трансформер, стул с вентиляцией, стул с куполом из москитной сетки, мягкий стул, стул, покрытый материалом, который приятно трогать, стул, который можно обнять, стул из суперлегкого материала. Есть из чего выбрать, правда?

Что можно сделать при помощи МФО?

  • Преодолеть инерцию мышления;
  • Развить творческое мышление, фантазию и воображение (соединяйте несоединимое);
  • Получить в результате применения метода направление совершенствования (оригинальные модификации, неожиданные потенциальные свойства объекта — например, книги стали водонепроницаемыми, чтобы дети смогли с ними купаться);
  • Выявить новые сферы применения объекта (например, винную бутылку сплющили, и она стала тарелкой в ресторане);
  • Создать необычные заголовки статей, сюжеты произведений, цепляющую и эффективную рекламу;
  • Развить речь, воображение у детей дошкольного возраста («А давай представим, что ложка была бы не прочная, а как тарелка — хрупкая? Такие ложки есть? А если она была бы прозрачной, как стакан? А если бы она была большой или маленькой? Или пушистой?»).

Нестандартные решения

Детский язык или «Попробуй объяснить ребенку»

Другой способ ослабления инерции мышления — детский язык. Не тот, который сю-сю-му-сю, а на которым вы бы говорили с человеком, далеким от вашей профессии. Когда вы описываете проблему профессиональными терминами, эти термины навязывают соответствующее им содержание. Нужно уметь представить вопрос так, чтобы его понял даже ребёнок, то есть раскрыть суть.

Смысл — описать проблему не профессиональными терминами, а бытовыми (чаша, верёвка, палка, ведро), функциональными (держалка, копалка, след оставлялка), универсальными (штуковина, фиговина, вот эта вот хрень, которая делает так…). Примеров, когда профессиональные термины заменяются функциональными, много: в шиномонтаже, на строительной площадке, и даже дома мы часто называем вещи по их функциональным признакам.

Как использовать детский язык?

  • Кратко и четко, заменив термины простыми «детскими», функциональными понятиями, изложить содержание трудной, длительно неразрешаемой, актуальной управленческой или технической проблемы.
  • Кратко описать общую обстановку, акцентировать внимание на нежелательном эффекте.
  • Нарисовать условную схему.

Пример: на сталелитейном заводе пытались сэкономить газ для подогрева плавильного чана. Когда металл из него убирали, приходилось подогревать даже пустой чан, иначе при дальнейшем использовании на холодных стенках образовывалась накипь.

Если данную проблему пытаться объяснить ребёнку, выйдет следующее: висит пустой котелок, его нужно подогревать, но часть тепла уходит вверх, не коснувшись самого котелка, да и сам котелок быстро остывает, потому что сверху большое отверстие, через которое это тепло уходит. И если тепло уходит вверх, то что можно сделать, чтобы тепло сохранялись в пустом котелке? Перевернуть! Теперь тепло не уйдёт дальше, чем дно котелка. Задача решена.

Нестандартные решения

Метод маленьких человечков (моделирование маленькими человечками)

Следующий способ уйти от стереотипности мышления и мыслить через ассоциации – это использовать маленьких человечков (почувствовать себя фараоном с армией рабов).

Суть — во-первых, выявить место проблемы и изобразить его в виде маленьких человечков, отображающих то, что там происходит. Во-вторых, изобразить то, что требуется сделать.

Как использовать?

  • Определяем то, что надо изменить (улучшить, исправить, устранить ошибку, доделать).
  • Пишем, что будет Идеальным конечным результатом (ИКР).
  • Рисуем зону и маленьких человечков, которые выполняют задачу.
  • Видим, что они делают, и решаем проблему без них.

Человечки умеют выполнять всё (бегать, прыгать, держаться друг за друга, отпускать руки, вообще всё), и не надо задумываться, как они это сделают. Важно выяснить только то, что они должны делать, остальное несущественно.

Пример: решение задачи скопившегося снега в водосточных трубах. Многократно оттаивая и замерзая, снег превращается в ледяную пробку, а потом при потеплении падает вниз, ломая трубу. Получается, что ледяная пробка не должна падать вниз. ИКР — пробка сама не падает вниз, пока не растает.

Рисуем человечков в трубе (много человечков), которые держат пробку. На что похоже? На цепь! Пока пробка висит на цепи, она не упадёт бомбой вниз и не сломает трубу, а будет стекать постепенно.

Методом маленьких человечков пользуются в разных областях, не только технических. В логистике, медицине, школьном образовании. С его помощью можно объяснять сложные процессы, его используют в корпоративных обучениях, где в качестве маленьких человечков выступают сами сотрудники.

Например, как представить ортодонтическое лечение методом маленьких человечков? Вот зубы, они немного неровные. На каждый зуб прямо по центру крепится маленький человечек, который будет тянуть зуб к дуге, чтобы все человечки выстроились вдоль этой дуги. Но человечки могут тянуться не только к дуге, они могут тянуться вообще куда захотят, надо только придумать, куда. Если нужно быстрее совместить верхний и нижний зубной ряд, то свободные человечки потянутся от одних к другим (натянули эластики). Если нам нужно внедрить в кость какие-то зубы или наоборот немного вытащить, то представляем, что бы делали человечки в таком случае. Нашли бы опору, относительно чего это сделать. Мини-винт, вкрученный в кость, подойдет. Теперь человечки могут продолжать свою работу.

Если зашли в тупик в решение вопроса, применяйте этот метод, заставьте работать много маленьких человечков.

Нестандартные решения

Оператор РВС (размер, время, стоимость)

И последний на сегодня способ приглушить инерцию мышления – это стать оператором размера, времени и стоимости и представить себя человеком, меняющим реальность. Оператор РВС не решит вашу задачу, но с его помощью можно получить несколько необычных направлений решения. Суть его заключается в том, чтобы мысленно:

  • Увеличивать размеры объекта до бесконечности, а затем уменьшать до минимума;
  • Увеличивать время действия на объект до бесконечности, а затем сокращать до минимума;
  • Увеличивать стоимость объекта до бесконечности, а потом уменьшать до минимума.

Пример: В длинную узкую трубу нужно проложить провод. Если мысленно увеличить трубу до больших размеров, то представляется тоннель, и способ прокладки становится более понятным (надо просто взять провод и пронести, осталось придумать, кто это сделает).

Если представить, что времени бесконечно много, то провод сам может обрасти панцирем-трубой. Если же времени только секунда, то можно запустить ракету, выпущенную в трубу, на конце которой шнур пролетает в трубе.

Со стоимостью так же: представляем, что денег бесконечно много, и тогда можно запустить нанороботов, которые протащат провод или даже сконструируют его прямо там. Ну, а если денег почти нет, будем пользоваться подручными средствами.

А вот как работает оператор РВС в более бытовом ключе, например, в организации работы дома:

Размер. Что, если бы ваше рабочее место было огромным? Как бы вы организовали его? Например, отодвинули всё мешающее и отвлекающее как можно дальше. А если вы представите ваше рабочее место настолько маленьким, что вам бы пришлось работать стоя?

Время. Увеличиваем время того, что вам нужно сделать в течение недели до года. Как теперь организовать работу? А если есть только секунда? Что нужно сделать прямо сейчас?

Стоимость. У вас есть миллион, чтобы справиться с рядовой задачей. Как бы вы его потратили? Возможно, что-то делегировали? А если денег нет совсем? Может, самое время что-то освоить и сделать самому?

Итак, мы рассмотрели инерцию мышления и некоторые способы вырваться из ее плена. Психологические барьеры будут снижаться по мере того, как вы систематически развиваете творческое мышление — с помощью представленных выше методов и научно-фантастической литературы. Не бойтесь в самом начале генерировать странные или даже бредовые идеи. Позже они могут натолкнуть вас на сильные решения, которые изначально вы бы даже не стали рассматривать.

А вот еще один способ, на этот раз как сэкономить — промокод HABR дает дополнительную скидку 10%, которая суммируется со скидкой на баннере.

image

  • Обучение профессии Data Science с нуля
  • Онлайн-буткемп по Data Science
  • Обучение профессии Data Analyst с нуля
  • Онлайн-буткемп по Data Analytics
  • Курс «Python для веб-разработки»

Eще курсы

  • Профессия Веб-разработчик
  • Профессия iOS-разработчик с нуля
  • Профессия Android-разработчик с нуля
  • Профессия Java-разработчик с нуля
  • Курс по JavaScript
  • Курс по Machine Learning
  • Курс «Математика и Machine Learning для Data Science»
  • Продвинутый курс «Machine Learning Pro + Deep Learning»
  • Курс по аналитике данных
  • Курс по DevOps
  • Профессия UX-дизайнер с нуля
  • Профессия Web-дизайнер

«Lego» и рентгеновские снимки

Конструкторы «Lego» являются любимейшим развлечением для миллионов детей во всем мире. Любят их даже самые маленькие, которые могут случайно проглотить мелкие детали конструктора. Потребители начали всё чаще жаловаться на то, что их дети «съедали» элементы от «Lego», которые было крайне трудно обнаружить во время рентгеновского исследования.

Отказываться от производства мелких деталей в «Lego» не стали, так как это могло существенно снизить интерес детей к их продукции. Компания подошла к проблеме к другой стороны: они начали добавлять в материал, из которого делались мелкие детали конструктора, специальный компонент, легко проявляющийся на рентген-снимке. Количество случаев проглоченных деталей это, может, и не сократило, зато существенно облегчило родителям и врачам обнаружение этих деталей в желудках детей.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий