Реставрация позолоты на дереве

Главная > Каталог статей > Дизайн и интерьер > Декоративное золочение своими руками

Декоративное золочение своими руками

Декоративное золочение своими руками

Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку. Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором. Иначе работе недоставало последнего штриха.

Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!

В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим. Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой. Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!

Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.

Декоративное золочение

Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.

Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены. Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской. Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.

Позолота

Реставрацию позолота применяли к изделиям еще много веков назад. Техника позолоты состоит в нанесении на поверхность предмета или части интерьера тончайшего слоя золота.

Главными целями техники является создание защитного слоя на плоскости, декорирование элементов. Позолота активно использовалась во времена господства рококо, барокко, ампира.

Для этих стилей интерьера характерно большое количество пышных декоративных элементов, а позолоченные детали – одна из главных особенностей.

С XVII до XIX века позолотой украшали предметы мебели, аксессуары, декоративные элементы интерьеров.

Позолотой не только украшают элементы деревянных мебельных изделий, но и обеспечивают им устойчивость по отношению к влаге и органике.

Золочение – возможность придать элементами мебели или интерьера из древесного массива любой оттенок. Плоскость может быть глянцевой или матированной, имеющей красноватые, желтоватые, зеленоватые цвета – более или менее интенсивных оттенков.

Что необходимо для позолоты?

  • Во-первых, базовое сырье – лак, инструменты для шлифовки, клей.
  • Во-вторых, сырье специального назначения – левкас, полимент, особые виды лаков, фольга.

Рис. Инструменты позолотчика: а — подушка, б — золотые ножки, в — кисти-лапки, г — круглые кисти, д — крючок для рассечки левкаса, е — полировальные зубки

Жженое и огневое золочение позолоты

Применялось во времена Древней Руси. Использовалось золото высокой пробы, растворялось в ртути и прокаливалось до тех пор, пока ртуть не испарится. Эта техника применялась для позолоты куполов, рам. Изделия, позолоченные таким способом, демонстрируют высокие антикоррозийные свойства, но сама техника опасна для человека из-за испарений ртути.

Современные техники золочения классифицируют в особой зависимости от составов для крепления золотой тончайшей фольги. Если крепление осуществляется на специальный клей или на полимент – это клеевой способ, причем, когда употребляется масляный лак – это масляный способ.

Клеевое золочение

С помощью клеевого золочения создается возможность выполнить зеркальную, глянцевую, полуматовую отделку. Тональности цвета бывают разнообразными. Благодаря такому способу крепления возникает эффектное декорирование.

Для работ внутри помещения подходит именно клеевое золочение – таким способом чаще всего обрабатывают элементы мебели, детали интерьеров.

Масляное золочение

Второй способ – масляный, значительнее больше подходит для наружных работ. Отделочный декор, который получается таким путем, наделено лучшими защитными свойствами. Покрытие водостойкое, прочное, надёжное. Эстетические качества не настолько эффективны, как при использовании клеевого метода: декоры более темные, однообразные, чаще – матовые.

Что представляет собой процедура позолоты?

Поверхность дерева должна быть подготовлена под нанесения всех необходимых веществ. На древесину наносят столярный клей. Поверхность должна быть хорошо проклеена. Раствор должен быть горячим. Если необходимо проклеить резьбу, соединения деталей предмета, эти места обтягивают льняной тканью, обильно смоченной горячим раствором клея.

Золочение на полимент

Позолота лепниныСтарая позолота

Различают водное «на полимент» и масляное «на мордан» золочение, а также смешаннуютехнику (их сочетание).

Водное золочение «на полимент» — старинная технология. Красота достигается благодарявиртуозной, резной скульптурной работе по левкасу, а также за счет контрастовмежду полированной и матовой поверхностями позолоты.

Масляное золочение «на мордан» болеесовременная и менее трудоёмкая технологии. Дерево грунтуется, вышлифовывается,далее покрывается тонким слоем лака мордан, слегка просушивается до состояния«на отлип». Наклеенное на мордан, в отличие от золота «на полимент» неполируется. Золочение на мордан получается однородным, по степени блеска. Сплошноеили частичное золочение мебели в настоящее время производится на жидкиесинтетические лаки или специальные клеи.

Так как листики слегка прозрачные, на оттенок золоченой поверхности может также влиятьи цвет полимента. В России и странах восточной Европы традиционно использовали бордовыйполимент вследствие чего, Русская позолота киотных рам и мебели имееткрасноватый оттенок. Во Франции полимент был голубым и желтым, в Италии частоиспользуется зелёный полимент. Начиная с середины 19 века, широко используетсяспособ укладки сусального золота на бесцветный лак мордан. В этом случаезолочение кладётся на белый левкас без дополнительного подсвечиванияполиментом.

Исходя из этого, становиться понятно, почему практически невозможно, «попасть в цвет» привосстановлении частично утраченной позолоты . Новые вставки ярко выделяются поцвету, по степени блеска. Лучше сохранить следы старого, «родного» золочения,чем пытаться имитировать уникальные произведения старых мастеров.

C уважением, Елена Жилина.
+7 (495) 364-93-23

Галерея мастерской

Ориентировочная цена реставрации (прайс на 9 января 2020 г.)

Цена, тыс. руб.
Стул 5 — 20
Кресло 10 — 30
Диван 30 — 60
Стоимость, тыс. рубли
Стол 10 — 40
Буфет 30 — 80
Шкаф 30 — 80

Восстановление лакокрасочного покрытия

Отделка Руб./кв. метр
Вощение 500
Полировка 1500
Шеллак 2000
Золочение 3000
Отделка Руб./кв. дм
Патиниров. 50
Роспись 200
Маркетри 500
Мозаика 1000

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полнуюинформацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению.Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

Подготовка к декоративному золочению

Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид. И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.

Используем шаблон для золочения

С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.

В золотом обрамлении — сусальное золочение

С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути. Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути. Сейчас такой способ золочения не применяется.

А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки. В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.

Декоративное золочение - сусальное золочение

1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз.

Декоративное золочение - сусальное золочение

2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.

Декоративное золочение - сусальное золочение

3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху).

Декоративное золочение - сусальное золочение

4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.

Декоративное золочение - сусальное золочение

Рамка позолочена методом сусального золочения

Сусальное золочение

Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).

Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.

Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.

Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата. Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий. Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.

Сусальное золочение

Не все то золото, что блестит

Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь. Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения. Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.

Золотые и серебряные блестки

Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.

Золотые и серебряные блестки

Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.

Золотые и серебряные блестки

На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.

Еще одна идея к празднику

С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!

Декоративное золочение своими руками Декоративное золочение своими руками

Декоративное золочение своими руками

Прекрасная идея для украшения подарочных коробочек к Рождеству или Новому году

Ремонт с помощью золотой пасты

В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов. Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность. Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.

Ремонт с помощью золотой пасты

Ремонт с помощью золотой пасты

Что бы еще почитать?

Поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях

Вы можете оставить свой комментарий


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий