Искусства и ремесла

В Европе начало XIX века ознаменовалось обретением промышленной революцией всеобъемлющих масштабов. Произошёл переход от ручного труда к машинному, трансформация общества в индустриальное, быстрый процесс урбанизации. Все эти явления сопровождались стремительным экономическим ростом и увеличением уровня жизни.

Наравне с позитивными переменами произошли и негативные метаморфозы. В частности, отрицательное влияние остро ощутило на себе декоративно-прикладное искусство. Самобытное творчество ремесленников сменилось массовым ширпотребом в обиходе европейцев. Как противостояние безликим вещам, которые наполняют повседневную жизнь и быт, зарождается движение «Искусств и ремёсел».

Аргументы по направлению «Искусство и ремесло»

Тезисы по направлению «Искусство и ремесло»

  • Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.
  • Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.
  • Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.
  • Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.
  • Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

Аргументы

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Влияние искусства на восприятие мира человеком показано в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Крупно проигравшись в карты, Николай Ростов не знает, как сообщить об этом семье, переживающей финансовые трудности. Но его переживания развеивает пение сестры Наташи. Услышав великолепное исполнение композиции, он успокаивается и понимает несущественность своих душевных терзаний в сравнении с величием искусства.

Наташа Ростова не только обладала великолепным голосом, но и тонко чувствовала музыку. Восторг у девушки вызывали не только композиции, звучащие на приемах и балах, ей не чуждо было пуститься в пляс под гитару, зазывающую задорными мотивами. Этим автор показывает, что подлинное искусство не подчиняется временам и нравам.

А. Твардовский. «Василий Теркин»

Простой парень Василий Теркин предстает перед читателем мужественным солдатом и одновременно большим оптимистом. Его задор не раз поднимает боевой дух у сослуживцев. Однажды среди зимы его подбирает проезжающий грузовик с солдатами. Веселый по нраву парень играет им на гармони, от чего бойцам становится теплее, и они пускаются в пляс. Таким образом, музыка помогла людям отвлечься от тяжелых мыслей о происходящем и на время забыть на войне.

Н. В. Гоголь. «Портрет»

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь рассказывает о двух художниках, один из которых трудился над картинами вдохновленно, бескорыстно, оттачивая и совершенствуя свой талант, второй же растратил данный ему дар, превратив в источник дохода. Такая проблема выбора встает перед каждой творческой личностью на пути ее становления. Но, как известно, истинные шедевры искусства живут и прославляют их авторов в веках, а созданные ради обогащения приносят лишь материальные блага.

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Ремесленничество в сфере искусства ярко показано в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Столичные литераторы давно поставили на поток свои произведения, их больше волнует отпуск на даче, путевки в Ялту и пресловутый «квартирный вопрос».

Отношение Мастера к творчеству совсем иное: роман о Понтии Пилате поглощает его полностью. Чтобы свободно творить, писатель снимает небольшой подвальчик на Арбате, на все выигранные в лотерее деньги скупает литературу с нужными для книги сведениями. Когда на роман обрушивается критика и его не пускают в печать, Мастер чувствует себя опустошенным, сжигает рукописи, а после попадает в психиатрическую лечебницу. Таким образом, видим, как истинное творчество подменяется шаблонными произведениями, выполняемыми в угоду власти.

А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»

Отношение к творчеству как к товару вызывало отвращение у А. С. Пушкина, и свои размышления по этому поводу он отображает в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Проблема рассматривается с двух противоположных сторон. Книгопродавец, ловкий предприниматель, считает, что художественные произведения – это такой же товар, как и изделия ремесленников, главное – знать вкусы и предпочтения потребителя. Поэт же пытается спорить с торгашом, рассказывая тому о вдохновении и душевных порывах. Книгопродавец отвечает, что в мире правят деньги, и только тот, у кого они есть, может чувствовать свободу. В конечном счете поэт соглашается продать свое произведение, а стихотворение Пушкина заканчивается нерифмующейся фразой, словно намек на умирающее творчество.

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»

Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное – вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.

И. А. Куприн. «Тапер»

Юный пианист Юрий Азагаров волею случая попадает в богатую семью на рождественский прием и с первых аккордов собирает толпу слушателей, среди которых оказывается и знаменитый композитор Рубинштейн. Он забирает талантливого мальчика к себе в ученики, обеспечив ему блестящее будущее. И. А. Куприн своим произведением «Тапер» доказывает, что истинный дар музыканта нельзя спутать с механической игрой по нотам. Юрий Азагаров не был бесчувственным тапером, а исполнял мелодии вдохновленно, за что и получил достойное вознаграждение.

А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда»

Гробовщик Яков Иванов подрабатывает скрипачом вместе с евреем Ротшильдом. Второй часто фальшивит, чем сильно раздражает Яков. Но сам Яков не относится к музыке серьезно, лишь только после смерти жены, узнав, что и ему осталось жить недолго, играет на скрипке проникновенно, вызывая у окружающих слезы. Гробовщик завещает инструмент еврею и умирает. Ротшильд, проникшийся до глубины души услышанной мелодией, воспроизводит ее на подаренной скрипке. Композиция приносит ему славу и признание, становится бессмертной.

В. Короленко. «Слепой музыкант»

Петр родился слепым, но обладал хорошим слухом и осязанием. С детства мальчик интересовался игрой конюха Иохима на свирели, сам начал осваивать дудочку, а после и фортепиано. Музыка помогала ему воспринимать и «видеть» мир. Петру пришлось преодолеть много испытаний, чтобы принять себя таким, каким он есть. Но талантливому музыканту удалось добиться признания окружающих и обрести личное счастье.

А. П. Чехов. «Чайка»

Нина Заречная мечтает стать знаменитой актрисой. Ее родители не разделяют взглядов девушки и выступают против. Но Нина все равно сбегает из дома в город, чтобы играть в театре. Карьера, как и личная жизнь девушки, не складывается. До уровня талантливой актрисы она недотягивает: играет плохо, «с завываниями». Ее ребенок почти сразу после рождения умирает, а любимый человек теряет к ней интерес. Нина решает кардинально изменить свою жизнь: уехать в провинцию и начать там строить карьеру с нуля. Девушку не покидает мысль, что ей суждено быть великой актрисой.

А. Михайлов. «Маяковский»

В произведении «Маяковский» А. Михайлов описывает жизнь поэта и драматурга Маяковского, которого всегда сопровождали критика и эпатаж. Свою первую книгу скандальный футурист выпускает на желтой оберточной бумаге с обложкой из мешковины, а выступления проводит в нелепом желтом пальто, выделяющем его из серой массы. Многие не видели глубины и не понимали смысла произведений Маяковского, поднимающих важные проблемы на поверхность.

А. Ахматова. «Реквием»

В своем произведении «Реквием» А. Ахматова описывает времена жестких репрессий, когда людей без суда и следствия отправляли в ссылку, не сообщая ничего родным. Матерям и женам месяцами приходилось выстаивает бесконечные очереди, дожидаясь хоть какой-нибудь весточки от сыновей и мужей. Этой поэмой поэтесса бросила вызов сталинскому режиму, за что ее остальные произведения стали запрещенными для печати. Ахматовой пришлось терпеть унижения и страдания за неугодную властям позицию в искусстве.

Темы по направлению «Искусство и ремесло»

Темы сочинений:

  • Что такое настоящее искусство?
  • Как отличить настоящее искусство от ремесла?
  • Почему люди путают искусство и ремесло?
  • В чём ценность искусства?
  • Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
  • Над каким искусством время невластно?
  • Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?
  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
  • Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
  • Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
  • Что такое талант?
  • Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
  • Почему искусство называют вечным?
  • Можно ли научиться искусству?
  • Кого можно назвать истинным творцом?
  • Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
  • Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство?
  • Всегда ли ремеслу предстоит стать настоящим искусством?
  • Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством?
  • Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его жизни, на что влияют?
  • Что можно считать подлинным искусством?
  • В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
  • В чем разница между ремеслом и искусством?
  • Может ли ремесленник стать художником?
  • Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?
  • Могут ли способности превратиться в талант?
  • Кто такой талантливый человек?
  • Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?
  • Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
  • Какова роль искусства в развитии человечества?
  • Чем настоящее искусство привлекает человека?

Зарождение и идеология движения «Искусств и ремёсел»

Абсолютное признание превосходства изделий ручного труда над продуктом фабричной машинной штамповки и ложится в основу движения «Искусств и ремёсел». Оно берёт своё начало с небольшого сообщества единомышленников. Концепция зародившегося художественного течения базируется на создании эстетического окружения в быту и жизни человека. В связи с этим его целью становится возрождение декоративно-прикладного искусства. В рамках движения «Искусств и ремёсел» формируются отдельные ремесленнические цеха и гильдии практически по всей Европе.

Опорой для художественного течения служат традиции средневекового ремесленничества, самобытное творчество мастеров того периода. Движение получает отражение в предметах всех областей декоративно-прикладного искусства. Его участники-художники создают уникальные обои и мебель, авторские изделия в сфере ткачества и гобеленоплетения, витражного и керамического декора. Предпочтение отдаётся природным мотивам, лаконичным формам и чистоте цветов.

Зал с изразцовым камином в особняке Уайтуик Мэнор по проекту Уильяма МоррисаДубовый зал с изразцовым камином по проекту Уильяма Морриса, особняк Уайтуик Мэнор, Англия

Реальные черты идеология обретает в лондонском особняке под названием «Красный дом». Сама постройка и вся обстановка дома выполнены сообразно принципам художественного течения, направленным на слияние повседневной жизни с высоким искусством. Красный дом принадлежал основателю движения «Искусств и ремёсел», английскому писателю, художнику, дизайнеру, политику и философу, Уильяму Моррису и предназначался для его семьи и фирмы по производству предметов декоративно-прикладного искусства.

Керамическая плитка ручной работы в интерьере зала в Красного дома Уильяма Морриса, ЛондонИнтерьер зала в Красном доме с мебелью, обоями и керамической плиткой ручной работы, Лондон

Витражное стекло в доме Уильяма Морриса, ЛондонВитражное стекло в Красном доме, Лондон

Уильям Морис как идейный вдохновитель движения «Искусств и ремёсел» и творец

Творческое развитие Морриса-мастера начинается с обучения архитектуре у Джорджа Эдмунда Стрита, имевшего весьма громкое имя в этой области в этот период. Но живопись поглощает художника и вскоре становится основным проявлением его творческого потенциала. На путь к искусству Уильяма Морриса направило знакомство с работами прерафаэлитов. Восхищение направлением, отрицавшим условности и академизм английской поэзии и живописи, зародило особый взгляд Уильяма Морриса на эстетику и художественность.

Уильям Моррис встаёт на путь возрождения гармонии природы, человека и искусства, опираясь на философские трактаты Джона Рёскина. Утверждение искусствоведа, что окружающие общество предметы свидетельствуют о его моральном состоянии, подвигло Морриса излечить «покалеченное» в этом плане промышленной революцией поколение. Инструментом для этого могло служить, по его мнению, лишь ремесленничество, которое наполняло бытовую среду прекрасными предметами ручной работы. Поэтому живопись художника переносится с холстов в интерьер: на керамику, ткани, дерево, металл и другие материалы.

Керамическая плитка с росписью по эскизам Уильяма Морриса 19 векаКерамическая плитка с росписью по эскизам Уильяма Морриса, 1875 г.

Уильям Моррис возводил в высокий ранг творца совокупный образ технолога, конструктора и художника, коим сам на самом деле и являлся. Уильям Моррис становится первым в современном понятии дизайнером в Англии. Мастер прорисовывает эскизы принтов, черпая вдохновение в природе, переносит орнаменты на обои, гобелены, мебель, керамическую плитку, витражи и даже книги, объединяя всё в целостные интерьеры. Для создания своих творений Уильям Моррис тесно сотрудничает с Филиппом Спикменом Уэббом, Данте Габриэлем Россетти, Элизабет Элеонор Сиддал, Эдвардом Бёрн-Джонсом и другими художниками и архитекторами того времени.

Гостиная работы Уильяма Морриса в доме Томаса КарлайлаГостиная работы Уильяма Морриса, дом Томаса Карлайла, Лондон

Для изготовления предметов интерьера и отделки в 1861 году Уильям Моррис основывает фирму «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Почти на протяжении века предприятие сохраняет статус ведущей мануфактуры Европы в сфере декоративно-прикладного искусства. Ручной труд, природные материалы, естественность композиции становятся тремя китами, на которых держится производственный процесс фирмы. К тому же фирма выполняет роль своеобразной школы для художников и ремесленников. Это способствует распространению идей движения «Искусств и ремёсел» и созданию новых творческих объединений под руководством последователей Морриса, в том числе и в других странах.

Влияние движения «Искусств и ремёсел» на искусство керамики

К этому времени керамика в Европе испытывает упадничество. Взошедший на пьедестал фарфор практически полностью поглотил древнейшие технологии создания изделий из глины. Декоративная керамическая облицовка уходит в небытие, а уникальные предмета быта ручной работы сменяются безликой штамповкой фарфора и фаянса. На один лад изделия получают красочный декор, расставшись с высоко ценимой ранее белизной и хрупкостью. Теряется глубокая связь и гармония материала и формы, сущности и художественного образа.

Уильям Моррис и движение «Искусств и ремёсел» возрождает ценность керамики ручной работы. Природный материал соответствует всем требованиям творческого течения и обретает вторую жизнь в своём самом высокохудожественном воплощении в английских домах. В интерьерах художника и дизайнера вновь появляются изразцы на каминах и в отделке, керамический декор и посуда ручной росписи. Большую часть декоративной керамики для проектов Уильяма Морриса выполняет Уильям Френд де Морган.

Керамический декор и вазы в интерьере комнаты работы Уильяма МоррисаКерамический декор и вазы в интерьере работы Уильяма Морриса

Несомненно, предметы ручной работы имели высокую стоимость, поэтому такая роскошь была доступна далеко не всем. В связи с этим идея создания эстетически продуманной среды обитания для каждого человека противоречила взглядам самого Уильяма Морриса как социалиста. Но несмотря на это, небольшое сообщество художников переросло в движение «Искусств и ремёсел», которое получило распространение не только в Англии, но и практически по всей Европе и в США.

Движение «Искусств и ремёсел» в первую очередь подарило миру теорию о тесной взаимосвязи эстетических стандартов и морального состояния общества. Предметы быта ручной работы и сегодня занимают важное место в оформлении интерьера и высоко ценятся своей индивидуальностью и неповторимостью. Движение «Искусств и ремёсел» стало мощным толчком для зарождения стиля Модерн и послужило основой формирования принципов дизайна. Кроме того, течение способствовало возрождению национальных стилей благодаря повышению престижа и утверждению высокого статуса ремесленничества.

Ключевые фигуры

  • Моррис, Уильям (1834—1896) — социалист, писатель, дизайнер.
  • Пьюджин, Огастес Уэлби (1812—1852) — архитектор, дизайнер, теоретик.
  • Рескин, Джон (1819—1900) — философ, художник, критик.
  • Летаби, Уильям (1857—1931) — дизайнер.
  • Макмурдо, Артур (1851—1942) — архитектор, дизайнер.
  • Эшби, Чарльз (1863—1942) — архитектор, дизайнер.
  • Войси, Чарльз (1857—1941) — архитектор, дизайнер (мебель).
  • Морган, Уильям де (1839—1917) — дизайнер (керамика).
  • Крейн, Уолтер (1845—1915) — дизайнер, иллюстратор.
  • Стикли, Густав (1857—1942) — дизайнер (мебель), ремесленник.
  • Лимберт, Чарльз (1854—1923) — дизайнер (мебель, светильники).
  • Хаббард, Элберт (1856—1915)
  • Имедж, Селвин (1849—1930)
  • Хорсли, Джеральд (1862—1917)
  • МакКарти, Мервин (1853—1932)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий