Раскрываем важный ландшафтный секрет: главное — композиция

Композиция в ландшафтном дизайне

Создать красивую композицию в ландшафтном дизайне – задача не такая уж простая, как может показаться на первый взгляд. Композиция – это не просто составление целого из частей. Это создание такого целого, на котором хочется останавливать свой взгляд снова и снова. Это то, что вызывает у нас различные положительные эмоции. Именно ландшафтная композиция является основой хорошего дизайна, и ее составляют всего четыре основные элемента.

Отвечает за красоту

Раскроем самый главный ландшафтный секрет: по-настоящему красивым сад делает именно композиция. Она серый кардинал дизайна, если хотите — этакая волшебная палочка, которая превращает пространство, загроможденное растениями и аксессуарами, в объект, достойный восхищения, а подчас и легкой зависти.

Раскрываем важный ландшафтный секрет: главное — композиция

Согласитесь, в оформление сада можно вложить немало средств, но так и не получить желаемого результата. Именно поэтому сегодня мы расскажем, на что обратить внимание в процессе обустройства дачного участка и как избежать обидных ошибок.

Для начала важно понять, что же такое композиция. Это художественное равновесие между всеми элементами сада, которое мы воспринимаем как однозначно красивое. Субъективно? Согласны, поэтому и предлагаем пошаговую инструкцию преображения.

Шаг Ищем центр

В саду такой элемент именуют активной доминантой. Располагаться он может в любом уголке участка, а центром его называют исключительно из-за яркой «внешности», которая так и бросается в глаза.

Раскрываем важный ландшафтный секрет: главное — композиция

Получается, что объект должен иметь солидный размер и выделяться на общем фоне формой, фактурой, цветом, оригинальностью конструкции, уникальностью — словом, любыми неординарными параметрами.

Совет: не стоит разбрасываться, пусть на вашем участке будет один, но достойный композиционный центр.

Шаг Определяем элементы соподчинения

В эту «компанию» пригласите разнообразные, но обязательно заметные объекты. Помните: каждый из «кандидатов» должен иметь нечто общее с композиционным центром и «работать» на одну и ту же идею. «Общность интересов» может проявляться в повторении цвета, формы, элементов отделки или же сортов растений.

Слева: Удачное соседство. Огромная гортензия повторяет форму миниатюрной туи. Справа: Гармония форм рождает гармонию ощущений. Приведите к общему знаменателю кроны деревьев и кустарников.

Раскрываем важный ландшафтный секрет: главное — композиция

Главное, чтобы второстепенные «герои» не перетягивали одеяло на себя.

Совет: количество элементов соподчинения может варьироваться от 3 до 5, а вот менее важных «статистов» может быть сколько угодно, но и они должны жить по общим законам и подчиняться «центру».

Шаг Связываем воедино дом и сад

Для начала признаем, что дом здесь играет главную роль, а значит, задает тон. «Ниточек» между двумя объектами может быть много. Одна из них — «эхо-эффект», то есть повторение «домовых» мотивов и элементов в оформлении сада. «Родственные» материалы и элементы отделки, выбранные цвета и формы крепко свяжут дом и сад, а растения дополнят этот гармоничный альянс.

Раскрываем важный ландшафтный секрет: главное — композиция

Важно: в конструкции дома обязательно предусмотрите переходные элементы — террасы, ступени, подиумы, шпалеры, перголы, через которые сад будет проникать в дом, а дом — в сад. Например, террасу можно украсить вертикальным озеленением, расставить по периметру контейнеры с цветами, а у подножия устроить клумбу. Терраса — это часть дома, а при таком раскладе — и часть сада тоже.

Слева: Увитое зеленью крыльцо послужит переходным элементом между домом и садом. Справа: Плетистые розы, опутавшие фасад, не только маскируют постройку, но и соединяют ее с садовым пространством.

Раскрываем важный ландшафтный секрет: главное — композиция

Вторая «ниточка» — пропорциональность. А это значит, что размеры всех садовых элементов и всех планировочных линий должны быть соотносимы с параметрами «домовых» характеристик.

Шаг Соблюдаем правило гармоничной композиции

Объекты не должны иметь сложную и причудливую форму — это мешает их адекватному восприятию. Например, нет смысла делать площадку в форме бабочки — такое очертание не будет читаться с близкого расстояния и внесет дисгармонию в садовый пейзаж.

Раскрываем важный ландшафтный секрет: главное — композиция

Оптимальными станут те формы, которые без труда можно нарисовать по клеточкам: квадрат (или прямоугольник), круг (или овал), объекты S-образной или каплевидной формы. Элементы с такими очертаниями в саду всегда выглядят эффектно и гармонично.

Шаг Выбираем правильный цвет

Сад по определению многоцветен, а значит, здесь не действует строгое правило сочетания трех цветов, которое «работает» в домашнем интерьере. Но это вовсе не означает, что подбор оттенков может быть абсолютно произвольным — при определении цветовых приоритетов не забывайте оглядываться на палитру, характерную для дачных построек, садовых конструкций, отделочных материалов и аксессуаров. А вот растения могут быть любыми, необходимо лишь правильно подбирать их цветовые сочетания в рамках отдельных садовых зон, уголков, цветников, но не сада в целом.

Раскрываем важный ландшафтный секрет: главное — композиция

Хотите создать эффектную цветовую композицию — используйте гармоничные сочетания, заданные цветовым кругом, которым обычно пользуются дизайнеры.

Раскрываем важный ландшафтный секрет: главное — композиция

Оптимальным будет один из трех предусмотренных вариантов:

  • Первый — нюансная гармония,то есть использование в оформлении сада оттенков одного цвета. На круге это составляющие одного сегмента.
  • Второй — тональная гармония, или использование цветов, расположенных на круге по соседству рядом друг с другом.
  • Третий — контрастная гармония — предусматривает выбор цветов, расположенных на противоположных сторонах цветового круга.

Важно: любой из трех вариантов может быть представлен в виде диады (сочетаются два цвета), триады (сочетаются три цвета) или кварты (сочетаются четыре цвета).

Следует принять в расчет и еще одно деление — на теплые и холодные тона. У представителей первой группы велика доля красного и желтого, а у второй — синего. Белый, серый и черный считаются ахроматическими, то есть не несущими конкретного цвета. Есть еще и группа нейтральных цветов, которые служат отличным дополнением к ярким и сочным оттенкам и уравновешивают все слишком броское. Их можно использовать в любой из гармоний, при любом принципе сочетания цветов, но не вместо, а вместе с ними. К нейтральным относятся светло-серый, светло-синевато-серый, бежевый, песочный, кремовый и светло-желтый.

Разноцветье должно быть тщательно продуманным. Какофония оттенков скорее будет раздражать, чем вызывать позитивные эмоции.

Раскрываем важный ландшафтный секрет: главное — композиция

Чтобы не ошибиться с выбором, используйте наши подсказки!

Текст: Ольга Воронова, член Международной ассоциации дизайнеров интерьера IIDA.
Фото: А. Лысиков, С. Калякин, Ольга Воронова.

Линия в ландшафтной композиции

Линия в ландшафтной композиции

Линии в ландшафтной композиции могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными или изогнутыми. Линии используются в ландшафтном дизайне, чтобы подчеркнуть объект, задать траекторию движения или привлечь внимание к фокусной точке, коей может быть, например, огонь, вода или малая архитектурная форма. Дорожки или участок сада с прямым маршрутом до фокусной точки, естественно, будут направлять человека в акцентную область сада. В отличие от этого, извилистая дорожка создаст чувство удивления.

С помощью линии можно перенаправить взгляд человека на области, представляющие наибольший интерес, при этом совершенно неважно, какой будет эта линия. Поэтому когда вы задаете маршрут на вашем участке, внимательно продумайте, куда будет вести основная или вспомогательная дорожка. Наиболее часто встречающаяся ошибка – это дорожка в никуда. А ведь это направляет наш взгляд. И если мы не видим ничего в конце нашего пути, то подсознательно нас начинают одолевать сомнения, нужно ли вообще туда идти. И это, отнюдь, вызывает не интерес, а, скорей, опасения. А если в конце дорожки мы видим малую архитектурную форму, красивую скульптуру, лавочку или дерево с интересной формой, наш взгляд успокаивается, и мы плавно переходим в состояние созерцания. А это уже совсем другое чувство.

Если же вы решили создать на своем участке извилистые дорожки, то здесь действует принцип неожиданности. Извилистая дорожка вызывает интерес, но не сама по себе. В данном случае каждый крутой поворот должен обязательно содержать акцентный элемент, призывающий идти дальше. И здесь будет лучше, если форма дорожки не будет видна целиком, как на ладони, нужно сделать так, чтобы каждый участок или каждый ее завиток, был скрыт, например, за ширмой из растений. Тогда это вызовет чувство интереса: а что же там, за поворотом?

Еще один момент, на котором хотелось бы остановиться – не экономьте на мощении дорожек в саду, ведь оно будет служить вам долгие годы. Сейчас наступили времена, не терпящие переделок. Во-первых, это очень дорого, а, во-вторых, это трата вашего драгоценного времени. Как часто мы видим участки, на которых дорожки попросту соединяют входы построек между собой. Где же здесь ландшафтная композиция? Ее нет, поэтому вы не можете чувствовать себя комфортно на таком участке. Расширьте немного горизонты, откройте лужайку перед домом, разбейте на ней красивый цветник или посадите небольшую декоративную группу из деревьев и кустарников. Поверьте, на такой пейзаж вы будете смотреть гораздо чаще, чем на иссеченный дорожками газон. В этом случае ваши глаза будут бесконечно блуждать по созданным линиям в поиске пристанища.

Линии, независимо от того, реальные они или воображаемые (образованные, например, посаженными растениями), создают общую композицию в саду. Именно линии создают ощущение порядка и позволяют сосредоточить свое внимание на всем дизайне сада как едином целом, а не на отдельных деталях, которые его составляют.

Субъективное и объективное: как мы оцениваем красоту

Чего мудрить, скажете вы, просто нам что-то нравится, а что-то не нравится. Но ведь всем, как известно, нравится разное. И даже не любя, скажем, ёлки, мы можем оценить, что вот та композиция с хвойными однозначно хороша.

Не обязательно любить елки, чтобы понять, что композиция с хвойными хороша
Не обязательно любить елки, чтобы понять, что композиция с хвойными хороша

Значит, критерий выбран неверно, потому что, кроме субъективной оценки, существуют объективные законы прекрасного. В основном это законы цвета и композиции, которым подчиняется любое произведение. Именно их мы неосознанно анализируем при восприятии гармоничности той или иной картинки. И даже их не зная, в своём творчестве либо следуем им, либо нарушаем.

Конечно, законы прекрасного одни, а сфер творчества много. Как они будут «работать» в ландшафте? Попробуем перевести эти правила на свой ландшафтный язык, тем более, что многие понятия нам уже давно знакомы. Потому что недостаточно сказать «хорошо» или «плохо» — давайте анализировать, почему это так, а не иначе.Как определить, хороша увиденная нами композиция или нет?
Как определить, хороша увиденная нами композиция или нет?

Итак, композиция — это взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его законченности и единства. В ландшафте это расположение элементов в определённой последовательности, то есть построение пространства при помощи растений. Она строится исходя из нескольких принципов.

Три плюс два, или Принцип целостности

Принцип целостности говорит сам за себя и подразумевает создание сада как целостного произведения, во взаимосвязи и взаимоподчинении всех его элементов. Именно единый художественный образ и отличает гармоничный сад от набора разрозненных элементов и растений.

Если соблюден принцип цельности, возникает единый художественный образ сада
Если соблюден принцип целостности, возникает единый художественный образ сада

Если у сада есть образ, то его можно сформулировать — как тему, идею, имя, если хотите. И даже если перед нами окажется сад из множества зелёных комнат, то это будет, к примеру, «Сад пяти садов» или «Сад контрастов». Потому что такова была концепция, а не потому, что так получилось. Но не будем отвлекаться.

Объединению сада в нечто целостное способствуют повторы в использовании одинаковых материалов, растений, цветовых решений. Повтор — это главное лекарство от разрозненности.

Белая скамейка, элементы отделки дома и цветущие кустарники гармонично дополняют друг друга
Белая скамейка, элементы отделки дома и цветущие кустарники гармонично дополняют друг друга

К примеру, оформление малых форм в саду диктует дом. То есть, заданный цвет крыши, фасадов и оконных проёмов, материал отделки крыльца и цоколя можно повторно использовать в отделке беседки и забора, цвете огорода и скамеек, элементах мощения и подпорных стенок. Цветовое решение сада можно поддержать и продуманной посадкой растений.

Конечно, современный рынок материалов и аксессуаров предлагает настолько широкий выбор, что сложно в нём не растеряться. Профессионалы говорят, что модулей не может быть больше трёх — три цвета, три формы, три материала. Причём, или — или, а не всего по три, иначе будет явный перебор. Предельно допустимая формула может звучать как «три плюс два». Например, три разных размера, но не более двух оттенков, или три цвета, плюс два материала.

Пурпурный цвет не только повторен в цветнике, но ещё и перекликается с цветом крыши
Пурпурный цвет не только повторен в цветнике, но ещё и перекликается с цветом крыши

Для малого сада эта формула является непреложным правилом. Его нарушение грозит пестротой и перегруженностью. Доводилось, к примеру, видеть отмостку, набранную из нескольких фигурных элементов, двух цветов и с рисунком сверху. Почему это плохо? Потому, что приоритеты выбраны неверно, подобный «персидский ковер» настолько декоративно самодостаточен, что сад к такому мощению сажать уже не нужно. Разве что только газон…

Цветник вокруг дома повторяет его округлые формы, создавая впечатление законченности и гармоничности
Цветник вокруг дома повторяет его округлые формы, создавая впечатление законченности и гармоничности

Повтор растений в саду
также будет объединяющим моментом. Чрезмерно раздутый ассортимент не способствует целостности композиции. Малый сад не стоит превращать в филиал ботанического. Как тут не процитировать Джона Брукса, советовавшего «пересмотреть список растений, выбросить половину запланированных, и удвоить то, что осталось».

Более того, повторы цветовых пятен, фактуры, одновременного цветения в группах растений, которые взгляд выхватывает, многократно пересекая площадь сада, не только его объединят, но и зрительно расширят. Должно быть больше видов одного рода и сортов одного вида, большее количество одинаковых растений.

Чем больше повторяющихся, перекликающихся элементов, тем более гармоничной и стильной будет картина
Чем больше повторяющихся, перекликающихся элементов, тем более гармоничной и стильной будет картина

Словом, чем больше единых, перекликающихся, повторяющихся элементов и материалов будет в саду, тем более целостную, а, следовательно, более гармоничную и стильную картину мы получим. Ведь стильно — это лаконично и выразительно.

Кто в саду главный?

Целостности композиции способствует и принцип обязательной иерархии компонентов. В любой композиции всегда что-то главное, что-то второстепенное. Одно доминирует, другое подчиняется. Что главное — вот основной вопрос, который нужно себе задать.

В любой композиции всегда что-то главное, а что-то второстепенное
В любой композиции всегда что-то главное, а что-то второстепенное

При этом нужно иметь в виду, что вопрос стоит тем острее, чем меньше площадь сада. Например, простота линий планировки позволяет наполнить сад более декоративным растительным оформлением. И напротив, сложная планировка с обилием красивых линий выделится на фоне более лаконичной растительности. Придётся выбирать: или площадка с мозаикой на мощении, или яркий цветник вокруг. Заметим, что сложные в декоративном отношении английские миксбордеры и знаменитые природные цветники просты по форме.

Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчинённые. Если, войдя в ваш сад, гость не знает, куда в первую очередь повернуть голову, значит, вы ошиблись с расстановкой акцентов, не смогли выделить главное.

Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчиненные
Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчиненные

Яркое пятно и эффектный цветник не могут быть использованы в одном видовом «кадре». За поворотом, за изгородью может появиться что-то новое, но не слева, справа и прямо одновременно. Есть правило, согласно которому на одну-две доминирующие группы в саду приходятся три-пять дополнительных.

Убрать акценты

Акцент это наиболее привлекающий внимание элемент композиции, который может выделиться размером, формой, декоративной насыщенностью, яркостью цветового пятна. Если говорить о растительных композициях, то акцентными будут выглядеть растения с несвойственным для природного окружения обликом — например, с вертикальной кроной или белоокаймленной листвой.

Плакучая крона — очень сильный акцент
Плакучая крона — очень сильный акцент

Цвет листвы может зависеть от времени года — акцент в таком случае будет перемещающимся (временным или сезонным).

Цвет листвы может создавать перемещающиеся (временные или сезонные) акценты
Цвет листвы может создавать перемещающиеся (временные или сезонные) акценты

Чтобы грамотно расставить акценты в саду, важно помнить о нескольких правилах.

Чаще мы имеем дело не с отсутствием, а наоборот — с изобилием акцентных растений, ярких пятен. Вспомним знакомую ситуацию: мы купили все самые красивые растения, принесли, посадили… Но красиво почему-то не вышло. Почему? Прежде всего, потому, что они все красивые, то есть акцентные, а для любого акцента, во-первых, нужен фон.

Для любого акцента всегда нужен фон
Для любого акцента всегда нужен фон

Именно фоновые растения, скромные золушки второго плана, будут незаменимой оправой для грамотно поданного бриллианта. Во-вторых, акцент — это всегда то, чего меньше. Его просто не может быть много, поэтому та же декоративная листва или плакучая крона — безусловный акцент и в группе, и в природе.

Сегодня мы назвали три основных принципа, на основе которых создаётся композиция. Но это не значит, что мы исчерпали тему. Создавая сад необходимо также знать, что такое пропорциональность и сбалансированность, как помогают (или мешают!) восприятию контраст и нюанс. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Людмила Белых

В создании удачных ландшафтных композиций вам также могут помочь статьи:

  • Сам себе ландшафтный дизайнер, или Ошибки любительского садоводства
  • Распространенные ошибки в дизайне сада: форма, цвет, композиция
  • Немного теории: основные принципы растительной композиции
  • Использование контрастов при создании цветников — советы практика
  • Как оформить сад по правилам композиции
  • Гармония или контраст? Как подбирать розы для удачных садовых композиций
  • Садик пряных трав: идеи интересных композиций
  • 10 идей для шикарного розария
  • Луковичные в дизайне сада: работа над ошибками
  • Хвойные в дизайне сада
  • Хвойные и компания: подходящие компаньоны для хвойных растений в саду
  • Цветочные фантазии: составляем эффектные композиции для сада

Статья размещена в разделах: ландшафтный дизайн, композиции, акценты, сочетание, пропорции, правила, статьи


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий