Девятый вал

Картину Ивана Айвазовского «9 вал» сегодня во всём мире признают непревзойдённым шедевром, она является одной из самых известных работ великого российского художника, особенно любившего писать на морскую тематику. Родившийся в Феодосии и большую часть жизни проживший на берегу, живописец настолько полюбил море, что сделал его главным героем своего творчества. И, как оказалось, именно оно принесло ему вековую славу.

Девятый вал

Наблюдения и поверья

Во время шторма, или даже небольшого волнения, одинаковых волн не возникает. Разной бывает не только их высота и сила, но и скорость. Волны могут сталкиваться и сливаться в единую, перед появлением которой будет период затишья и мелких ударов воды. Но это будет не обязательно именно девятый вал. По счету большая волна среди более мелких может быть совершенно любой.

Интересный факт: римляне считали самой опасной волной десятую. Но греки говорили, что опасаться нужно третьей по счету от предыдущей крупной волны.

Считать самой страшной именно девятую волну – это европейская традиция. Чтобы понять ее, стоит вспомнить некоторые азы нумерологии. Ведь нельзя забывать о суеверности моряков.

Интересно: Почему после обеда хочется спать? Причины, как бороться, фото и видео

Так, число 9 символизирует максимум, пик развития события. Ведь дальше идет десятка, которая состоит из единицы и нуля, а следовательно, предполагает новый отсчет. Именно 9 – самое «мощное» число в рамках нумерологических традиций, и данный аспект можно связать с понятием девятого вала, которое мы рассматриваем.

О мастере и его замысле

Иван Айвазовский – один из самых известных русских художников. Ованес Айвазян (а это его настоящее имя) появился на свет в Феодосии. С раннего детства его вдохновляли прекрасные морские пейзажи.

Не менее интересными для Айвазовского были и рассказы бывалых моряков, настоящих “морских волков”, что не прочь были поведать о своих приключениях. Как гласят древние морские предания, самой опасной и высокой была девятая волна шторма, что почти всегда несла гибель морякам.

Определение “девятого вала” вышло далеко за пределы легенд – оно было подтверждено физиками. Согласно исследованиям, удалось доказать, что во время шторма несколько волн могут слиться в одну, которая приобретает невероятную силу и огромную высоту.

Иван Айвазовский, автор картины «Девятый вал»Иван Айвазовский, автор картины «Девятый вал»

По мнению искусствоведов, в начале XX века было принято использовать в живописи аллегорические образы. Не стоит забывать о волне революции середины XIX века в Европе. Это ли хотел показать Айвазовский?

Я считаю, нет. Художник, рождённый в городе на морском побережье, был с детства влюблён в море. Более того, море жило в нём самом. Только подумайте, можно ли было запечатлеть на холсте картины бурь и штормов “с натуры”? Конечно, нет, а значит, Айвазовский использовал образы, что чётко отложились в его душе.

Роковой шторм Айвазовского

В шторме, изображённом Айвазовским, не стоит искать скрытые подтексты, аллегорические образы. Художник стремился продемонстрировать силу и мощь природы, её сокрушительное могущество, роковую власть над человеком. Надо признать, это ему превосходно удалось.

Кроме того, как и многие другие живописцы, выбравшие направление романтизма, Айвазовский стремился показать противостояние человека и природных сил. И в этой борьбе, увы, человек побеждает крайне редко, что нам и открывает «Девятый вал».

Если вы посмотрите на знаменитый шедевр Айвазовского, другие его работы, где показана грозная сила природы, несомненно отметите очевидный факт. Шторм не казался художнику страшным – он воспринимал его как природное явление, по-своему прекрасное и величественное. Без сомнения, Айвазовский упивается непостижимой грацией волн, их силой и великолепием. Глядя на картину «Девятый вал», невольно переживаешь те же эмоции.

В дневниках Айвазовского есть упоминание об одном эпизоде, который мог вдохновить его на написание “штормовых” картин, в том числе “Девятого вала” что был создан в 1850 году. Художник часто путешествовал по морю, и однажды плыл из Англии в Испанию.

Тогда в пути корабль попал в сильный шторм. Буря была настолько сильной, что в европейских газетах даже появились заметки о гибели судна. Как вспоминал сам Айвазовский, многие пассажиры корабля, плывшие с ним, действительно едва не потеряли рассудок от ужаса, попрощались с жизнью.

Конечно, художнику не были чужды нормальные человеческие эмоции, но страх не лишил его способности к восприятию всех нюансов бури, что разразилась прямо над ним. Думаю, именно тогда Айвазовский решил воплотить картину шторма на полотне – в случае, если ему удастся выжить. К счастью, всё обошлось, и мир увидел великолепный “Девятый вал”.

Девятый вал, картина АйвазовскогоДевятый вал, картина Айвазовского

История создания

В конце августа 1833 года в Петербург приехал один из величайших маринистов всех времен — Иван Константинович Айвазовский.

Первоначально он обучался в пейзажном классе Максима Воробьева. И уже спустя два года после приезда за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» стал обладателем серебряной медали, а также отправлен помогать модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Тот не разрешал Айвазовскому работать самостоятельно, но художник, нарушив запрет, продолжал писать пейзажи, а затем представил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Они получили благожелательные отзывы, а Таннер пожаловался на своевольного помощника Николаю I. Распоряжением царя все картины Айвазовского с выставки сняли. Прощения художник удостоился лишь через полгода, и его определили в класс батальной живописи для занятий морской военной живописью. После нескольких месяцев учебы, в сентябре 1837 года, Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Результатом его особых успехов в учении, в стало принятией академией необычного решения — выпустить Айвазовского из академии на два года раньше положенного срока и отправить на это время в Крым для самостоятельных работ, а затем в командировку за границу на шесть лет…

Так начинался творческий путь главного мариниста России, самой известной картине которого в этом году исполняется 170 лет. Свое знаменитое полотно «Девятый вал» Иван Айвазовский закончил в далеком 1850 году. Сначала оно хранилось в Эрмитаже, а полвека спустя перекочевало в Русский музей, где и находится до сих пор. Ежегодно сотни тысяч туристов стремятся увидеть это произведение искусства вживую.

До конца года в музее идет уникальная выставка «Художники и коллекционеры - Русскому музею. Дары. Избранное», на которой можно увидеть шедевры, подаренные в период между 1895-м и 2019 годом.

Шедевры — бесплатно? Кто дарил «Русскому музею» целые коллекции картин Подробнее

Описание картины

На картине изображено утро и первые лучи солнца, которые поднимаются над морем. В свете этих лучей отражаются волны, которые ещё не стихли после ночной бури. Небо кажется таким низким, словно до него можно дотянуться рукой. Оно как бы сливается с бушующим морем. Сложно представить, через какой шторм прошло судно. Оно не выдержало ударов стихии, экипаж потерпел кораблекрушение. Всего лишь нескольким людям удалось выжить и спастись на мачте корабля, которая пока что держится на плаву. Некоторые из них возносят руки к небесам, не то моля о помощи, не то приветствуя солнце. Описать происходящее на картине непросто, ведь художник не только мастерски изобразил пугающую красоту момента, но и передал эмоциональное состояние людей, находящихся в этой ситуации.

Это картина-вопрос, которая заставляет зрителя задуматься над тем, смогут ли моряки выжить. Они находятся в отчаянии, но не сдаются, крепко держась за мачту, как за спасательный плот. Никто не знает, смогут ли эти люди выжить в буйствующей стихии. Однако, некая непередаваемая словами теплота, исходящая от этого полотна, вселяет надежду на то, что жертвы кораблекрушения смогут выжить. Несмотря на то, что работа полна драматизма, в ней содержится некая тонкая нотка оптимизма. Автору удалось добиться подобного результата благодаря теплым золотым лучам солнца, пробивающимся сквозь воду. То, как выглядит поверхность воды не описать словами. Картина на эмоциональном уровне показывает превосходство стихии над хрупкой жизнью человека. У зрителя не возникает ни малейшего сомнения в том, что это действительно так. Высокая детализация картины, четкая прорисовка — кажется, словно работа выполнена в стиле гиперреализм. Глядя на этот шедевр создается полное ощущение погружения.

Писал по памяти

«Девятый вал» был написан Айвазовским, когда тот уже стал признанным художником, получил мировую известность и заработал авторитет среди коллег. Полотно считается вершиной первого, романтического периода Ивана Константиновича. Есть версия, что он работал над картиной всего три часа! Однако, учитывая масштабы полотна, поверить в это довольно сложно.

Сюжет для произведения художник выбрал непростой. Он изобразил страшный момент разгула стихии, когда мощная волна вот-вот захлестнет шестерых несчастных людей и их убогий плот. Кажется, гибель неизбежна, но проглядывающие в небе лучи света дают надежду. Полотно, отобразившее грозную, разрушительную, мощную волну, имеет и иносказательный смысл — это противоборство сил природы и воли человека. И намекает на возможную победу людей, человечества, жизни.

Интересно, что изображенное буйство стихии — не вымысел. А воссозданная Айвазовским буря, которую тот пережил в Бискайском заливе в 1844 году. Тогда он и экипаж чудом выжили, хотя пресса и писала о кончине художника. Произошедшее оставило неизгладимое впечатление, которое он выплеснул на полотно. Кстати, Айвазовский не раз говорил, что пишет свои произведения по памяти: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта».

Слева - «Автопортрет» (1933), справа - знаменитый «Супрематизм № 56» (1916).

Пророк нового искусства. «Черный квадрат» и другие шедевры Малевича Подробнее

Волшебная вода

Название картины тоже имеет глубинный смысл — живописец не раз слышал, что в бурю среди других яростных волн, порожденная буйством стихии, подымается еще одна — самая мощная, сокрушительная. И наносит роковой удар. Греки называли ее третьей волной, римляне — десятой. Моряки XIX века были уверены, что самая страшная — девятая. Ведь эта цифра символизирует максимум, пик развития событий.

Современники Айвазовского приняли картину на ура. Критики писали положительные отзывы, а к полотну выстраивались длинные очереди. Причем приходили посмотреть на нее несколько раз. Интересно, что именно Айвазовский стал первым, кто организовывал персональные выставки и в провинциальных городах. Художника знали и любили не только в узких кругах. Помимо больших работ, он писал этюды для открыток, на которых неизменно было море.

Известно, что юный Иван Шишкин, будущий пейзажист, провел перед полотном несколько часов, покоренный монументальностью работы. Картина поразила и коллекционера Павла Третьякова, желавшего приобрести «Девятый вал». Автору он писал: «Дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант! Уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!».

Но Третьякова опередил император Николай I — шедевр увезли в Эрмитаж, а после полотно перекочевало в Русский музей.

Кстати, уже после того как картина туда попала, она восемь раз выезжала на выставки. Отправляли ее даже в Японию.

Девятый вал

Катастрофы и надежды. Жизнь Ивана Айвазовского сквозь призму его картин Подробнее

Немного предыстории: почему Айвазовский выбрал вал

Как человек, живущий на побережье, художник слишком много общался с моряками, слышал тысячи увлекательных историй, в том числе легенд и поверий. Согласно одному из них, во время шторма, на фоне бушующих волн, есть одна, которая выделяется своей мощью, непреодолимой силой и огромными размерами. Интересно, что древнегреческие моряки называли гибельной третью волну, древнеримские мореплаватели – десятую, а вот у большинства представителей других государств настоящий ужас вызывала именно девятая.

Это старинное суеверие воодушевило художника очередной раз взяться за кисть, в 1850 году Айвазовский пишет «9 вал». На удивление многим, картина получилась слишком реалистичной, но как мог так тонко передать глубину сюжета зрителю человек, который не был моряком? Ведь не на фото же видел Айвазовский 9 вал? Как оказалось, на полотно художник перенёс кое-что из увиденного и испытанного ним самим. В 1844 г. ему суждено было пережить сильнейшую бурю в Бискайском заливе, после которой судно, на котором пребывал живописец, посчитали затонувшим, а в прессе появилось прискорбное сообщение о том, что во время шторма погиб и известный молодой художник. Благодаря этому эпизоду, а не фото, Айвазовский создает картину «9 вал», ставшую мировым живописным шедевром.

Девятый вал

Небо

Айвазовский Девятый вал небоИван Айвазовский. Девятый вал. Фрагмент. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Небо на картине “Девятый вал” обнадеживающее. Восходящее солнце. Тучи развеиваются. Их гонит сильный ветер. Фиолетовый оттенок неба. Ночь отступает.

Айвазовский был отменным мастером. Но особенно ему удавались световые эффекты. Никакой специальной краски он не использовал. Однако его солнце выходило таким ярким, что многие верили в обратное.

Некоторые даже на полном серьезе заглядывали за картину. Они думали, что сзади полотна стоит свечка.

Выжившие

Айвазовский Девятый вал выжившиеИван Айвазовский. Девятый вал. Фрагмент. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Люди на “Девятом вале” тщательно написаны, несмотря на их небольшие размеры. При этом их позы и жесты очень выразительны. Они в отчаянии. Они борются за жизнь из последних сил.

Двое из них вот-вот соскользнут. Один уже падает в воду. Другой отчаянно цепляется за него. Возможно, мы видим последние минуты их жизни.

Другой моряк протянул руку к небу: “О море, сжалься над нами!” Ещё одного моряка мы видим со спины. Он размахивает красной тряпкой. Корабля не видно. Более того, обзор закрыт волнами. Зачем? Видимо, на удачу.

Обратите внимание, что люди одеты в восточные одежды. Затонул корабль из далекой страны. Зритель не знает этих людей. Они ему не родные. Это не купцы с соседней улицы.

Такую дистанцию Айвазовский добавляет не случайно. Она убирает сильную тревогу. Которая бы мешала наслаждаться бушующем морем. И героизмом людей.

Как “Девятый вал” влияет на людей

С одним известным хореографом Дэвидом Доусоном случилась одна история. Он приехал в Петербург ставить балет в Мариинке. В фойе театра он увидел репродукцию “Девятого вала”. Немного удивился. Репродукция этой же картины висела в его номере отеля.

Однажды ночью он проснулся и взглянул на картину. И ужаснулся. На полотне не было людей. Как будто их смыло! Он увидел в этом недобрый знак. Знак провала его постановки. Что ж поделать, такая репродукция попалась. Не совсем точная копия.

Утром прибежал в театр и успокоился. На репродукции в Мариинке люди были на месте. Значит надежда есть.

Премьера балета прошла успешно.

Ссылка на бесплатный курс

Где картина сейчас?

Сегодня шедевром живописца можно насладиться в в Государственном Русском музее, расположенном в городе Санкт-Петербург. Галерея доступна для всех желающих. Картина также объездила весь мир, шедевром смогли насладиться миллионы зрителей. Эта работа повсеместно вызывала восторг не только у обывателей, но и у самых суровых критиков. Наибольший интерес картина вызвала у жителей Японии, которые смогли насладиться гением Айвазовского в Токийском музее Фудзи. Работа была выставлена в галерее на открытии музея.

Спустя несколько десятков лет, после того, как в музее Фудзи было проведено множество выставок мировых художников, был проведен опрос в честь 30-летнего юбилея. На 30-летие музея организаторы решили узнать, какая картина по мнению зрителей является самой запоминающейся. Бесспорным лидером в опросе стала работа “Девятый вал” Айвазовского. Именно эта работа запомнилась японцам больше всего.

Данную работу должен увидеть каждый человек, хотя бы один раз в жизни. Это Произведение Искусства способно перевернуть представление о работах художников и о живописи в целом. Подобных шедевров во всем мире единицы, и безусловно, достойно гордости то, что эта работа хранится в отечественном музее.

Смотрите также

Айвазовский краткая биография

Бакст художник картины

Картина летний сад

Народный праздник в картинах Кустодиева «Масленица»


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий